ПСИХОСОМАТИКА

   Для многих из нас вопрос психолога «Что у Вас болит?» может прозвучать неожиданно. Казалось бы, наше физическое самочувствие должно волновать не столько психолога, сколько врача. Однако часто бывает так, что причиной наших телесных страданий являются какие-то серьезные внутрипсихические проблемы. За привычной головной или сердечной болью может скрываться конфликт с каким-нибудь значимым человеком, противоречивые желания. Появление тех или иных симптомов говорит о конфликтном общении человека с близкими, о подавляемом чувстве агрессии или страха, о наличии неудовлетворенности или постоянного напряжения.
   Проявление таких симптомов часто бывает единственной возможностью адаптироваться к окружающей реальности. Самый элементарный пример: отчего дети, посещающие детский сад, часто становятся очень болезненными, без всяких видимых причин? Ответ простой — это единственный способ остаться дома, получить любовь и внимание родителей. Также и взрослый человек, не имея возможности постоянно справляться с каким-либо стрессом начинает соматизировать свои затруднения, превращая затянувшийся внутренний конфликт в хроническое заболевание. В ситуации хронически протекающей болезни взрослый становится в некотором отношении «ребенком», несознательно удовлетворяющим определенным желания и потребности, получающим то, чего он не смог добиться в здоровом состоянии.
   Современное общество вынуждает человека существовать в бешеном ритме, постоянно жить в напряжении, непрерывно стремиться к достижению каких-то целей. Стремясь к успешной самореализации и высокому социальному статусу, мы зачастую игнорируем свои желания и потребности, отказываем себе в отдыхе, истощаем свои внутренние ресурсы, живем в постоянном напряжении, и тогда бессознательная часть нашей психики «принимает решение» за нас — появляется болезнь, как способ избежать невыносимой, истощающей ситуации.
   Похожим образом мы можем реагировать на конфликты с близкими, которые не получается разрешить сознательно. В какой момент нам может не хватать их внимания и поддержки, и не всегда мы оказываемся в состоянии попросить о помощи, а родственники не всегда могут нам ее оказать. В таких случаях очевидное для окружающих физическое страдание как бы дает нам право на повышенное внимание и заботу. Заболевание становится «выгодным» и, хотя сознательно мы стремимся избавится от болезненных симптомов, наше бессознательное не позволяет нам это сделать. Болезнь или симптом выступают в качестве коммуникативного канала с другими людьми.
  Психологические факторы оказывают влияние на возникновение следующих заболеваний: аллергии, бронхиальной астмы, гипертонии, заболеваний сердца, 12-перстной кишки, язвенного колита, нейродермита, псориаза, неспецифического полиартрита, а также мигрени, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, злокачественных новообразований. Исследования в области психосоматики позволяют понять какие внешние и внутренние психологические факторы оказывают влияние на возникновение ряда соматических заболеваний, и наоборот, как меняется восприятие человеком самого себя, окружающего мира, как меняются его взаимоотношения с людьми во время болезни. Делаются попытки выделить типы мотивационных конфликтов, специфичных для данного заболевания. Например, «язвенный» тип людей, занимается «самоедством», то есть подавлением в себе потребностей, не согласующихся с социальными требованиями. Такие люди отвергают потребности в зависимости, поддержке, сопереживании; неуверенны в себе, прямолинейны, категоричны.
   Конечно, ни в коем случае не стоит сводить появление любых заболеваний исключительно к психосоматике. Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье и консультироваться у соответствующих специалистов – медиков. Однако не нужно забывать и о том, что душевное здоровье является необходимым фактором для сохранения здоровья телесного, потому что человек -существо биопсихосоциальное и недооценивать какую-то из составляющих нашей личности нельзя.
(Автор: Яна Шерова-Игнатьева)

 

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
  
   В каждом организме психологические и соматические феномены взаимодействуют друг с другом, являясь двумя сторонами одного процесса.
Экспрессивные иннервации — это физиологические процессы, такие, как плач, вздох, смех, покраснение, жестикуляция и гримасничание, которые осуществляются под влиянием специфических эмоциональных напряжений. Их единственная функция — разрядка эмоционального напряжения. Сексуальные феномены служат для ослабления специфических инстинктивных напряжений, также являясь феноменами разрядки. 
   Эмоции, вытесненные, из-за конфликта с нормами личности, не могут разряжаться через обычные каналы экспрессивных иннерваций. В результате могут развиваться конверсионные симптомы, которые частично служат разрядке вытесненных эмоций, а частично — защите от их прямого выражения, как например, в случае истерического плача или смеха. Здесь лежащие в их основе эмоции вытеснены, и человек не знает, почему он плачет или смеется. 
   Функционирование нервной системы направлено на поддержание гомеостаза. Внутренними делами организма управляет вегетативная нервная система. Регуляцией внутренних вегетативных функций в связи с внешней деятельностью, занимается симпатический отдел вегетативной нервной системы. В экстремальных ситуациях организм готовится к борьбе и бегству, тормозятся все анаболические процессы, ингибируется желудочно-кишечная деятельность, стимулируется деятельность сердца, легких и головного мозга, повышается кровяное давление.В случае невротических расстройств вегетативных функций эта гармония между внешней ситуацией и внутренними вегетативными процессами нарушается.

  Определенным эмоциональным переживаниям соответствуют определенные вегетативные иннервации.В результате торможения или вытеснения импульсов враждебности -вегетативные процессы, активированные для агрессии, не переходят в завершенное действие, развивается хроническое состояние. 
  Гипертоническая болезнь часто является следствием невыраженного гнева, ревматоидный артрит -агрессивные импульсы, вызывающие повышенное мышечное напряжение, сахарные диабет и прочие эндокринные заболевания, головные боли также являются реакцией на эмоциональное напряжение. 
   Если эмоциональная установка в виде ухода от действия, ухода от активности, то вместо противостояния опасности первый импульс людей с такими эмоциональными установками -обратиться за помощью, то есть так, как они поступали в детстве. У человека развиваются функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, то есть демонстрируется поведение, за которое он получал похвалу от матери в раннем детстве. Нервный понос, диспепсии, кардиоспазм - все эти реакции на эмоциональные напряжения характерны для ребенка. Голод -одно из первых эмоциональных напряжений, осознаваемых ребенком, ослабляется ослабляется оральным путем (сосание). Нервная привычка курения или жевания в состоянии нетерпеливого ожидания основана на этой же регрессивной форме реагирования.
Бронхиальная астма и некоторые виды усталости, связанные с расстройством углеводного обмена представляют собой уход от действия в состояние зависимости, поиска помощи.
Ишемическая болезнь сердца наиболее часто развивается у человека, который все время пребывает в борьбе, очень упорный и сдержанный, нацеленный на достижения и несущего большую ответственность.
В случае осознания человеком своей ярости и ее открытого выражения приступ головной боли при мигрени может прекратиться в течение нескольких минут.

(Игорь Алфёров)

 

 

ПРИЧИНЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

На сегодняшний день принято выделять 7 главных причин, вызывающих или провоцирующих возникновение психосоматических расстройств.

1. Внутренний конфликт.

Внутренний конфликт впервые описанный в рамках психоанализа, вызывает огромное количество психосоматических расстройств. 

При этом конфликт возникает между сознательной и бессознательной частями личности. Бессознательное эгоистично, инстинктивно, а сознательное социально. Оно учитывает нормы общества и способно соблюдать правила, принятые или навязанные обществом. Возникающий конфликт между этими субстанциями личности разжигает целую войну в которой обязательно будет победитель. Но такая победа слишком разрушительна для человека. Например, конфликт возникший на почве сильного сексуального желания и стремления осуществления сексуальных фантазий. Общество всегда порицает открытое проявление сексуальности как и сознательная часть личности. В итоге, если победит сознательное, в теле человека возникнут “зажимы”, “застои”, вызванные неудовлетворенными сексуальными потребностями и провоцирующие заболевания органов малого таза. А если верх возьмет бессознательное, то человек может посвятить свою жизнь “растрачиванию себя”. Беспорядочная половая жизнь приведет к заражению инфекционными заболеваниями или бесплодием как к способу наказания себя за непристойное поведение.

2. Вторичная выгода, условная выгода, мотивация.

Заболевание вызванное такой причиной крайне сложно поддается излечению. Все дело в том, что болезнь приносит человеку пользу, как бы абсурдно это не звучало. Например, пока человек болеет он сполна получает заботу от близких, на него не возлагают ответственность за решение многих проблем, он свободен от долга ходить на нелюбимую работу. Исцеление приведет к тому, что ему придется заниматься тем, чем не хочется. Болезнь позволяет получить что-то. Именно из-за того, что такая ситуация позволяет человеку получать и удовлетворять какие-то из потребностей, излечение происходит на фоне мощного сопротивления и отрицания больного.

3. Внушение.

Данный фактор появления психосоматических заболеваний характерен для инфантильных, поддающихся внушению личностям и детям. Когда ребенку или человеку систематически повторяют (читай – внушают): “Недотепа, идиот, лентяй, жадина, эгоист, безмозглый” и т.д. Личность начинает проявлять в поведении внушаемую модель. И признаки таких обзываний, при условии хорошей и легкой внушаемости личности, очень быстро становятся доминирующими. Черта личности в сочетании с низкой самооценкой порождают психосоматическое расстройство. Например, тот, кого называли жадиной станет страдать от запоров (научится удерживать все у себя, хотя изначально не обладал такой чертой).

4. Самовнушение.

Сколько не повторяй людям, что слова могут материализовываться, мало кто к этому действительно прислушивается. Когда мы озвучивает такие мысли как: “У меня от этого мозг опухает”, “Это такой геморрой”, “Так и чешутся руки…” и т.д. мы программируем организм на выполнение команд. Организм будет сопротивляться, будет вас оберегать. Но в конце концов, капля камень точит, и на прием к врачу вы пойдете с жалобой на то, что так долго заказывали себе.

5. Стремление быть похожим на кого-то.

Многие, кто не слишком хорошо себя понимает, кто не может найти свой гармоничный внешний образ или хочет быть успешным, копируя во всем своего кумира, не замечают, что тем самым забывают о собственном теле. И существуют как-бы отдельно от него. Тело из-за такого отчуждения начинает болеть, возвращая тем самым человека “в себя”.

6. Наказание.

Все заболевания, возникающие на основе чувства вины, представляют собой акт самонаказания. Одним из ярких примеров физического самонаказания являются частые или повторяющиеся травмы. Но не только травмы относятся к самонаказанию. Огромное количество болезней, вызывается чувством вины.

7. Психологические травмы.

Прошлый опыт хранит в себе много информации, порой сильно травмирующей. Детские травмы или потери близких вызывают сложные, тяжело поддающиеся излечению хронические заболевания.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

А. Митчерлих представлял развитие психо¬соматического процесса (попросту заболевания) как последовательность срабатывания защитных сил психики. Эти защитные силы он образно называл эшелонами обороны:
1) Психосоциальный уровень – естественный ход жизни. Которая есть цепь последовательно возникающих задач развития и их решения. Каждый из нас обладает потенциалом и ресурсом для решения своих индивидуальных задач и реализации себя в этом мире.
2) Первый эшелон обороны. Психозащитный (адаптационный). Связан со сбоями в решении задач и вызванным этим дискомфортом, от которого нас спасают психозащитные и адаптационные механизмы.
3) Второй эшелон обороны. Психосоматический. Уровень возникновения симптома, когда душевный дискомфорт, не находя адекватного разрешения, переходит в телесный.
4) Последний рубеж самообороны – саморазрушение. 

1. Психосоциальный уровень. Цикл «задача – решение». 
Когда что-то происходит во внешнем мире, мы на это реагируем определенным поведением – подходящим в данном случае активным действием. 
В идеале, человеку хорошо бы уметь позаботиться о своем благополучии: 
На уровне действий – 
- понимать свои потребности (физические, материальные, психологические, социальные, духовные), 
- уметь их удовлетворять приемлемыми, не вредящими себе и окружающим способами, 
На социальном уровне – 
- уметь договориться с этими окружающими, 
- в том числе, уметь отстаивать свои границы в контакте с другими, 
На психологическом уровне – 
- распознавать свои чувства, 
- уметь их выразить, опять же, безопасным для себя и других способом. 

Но очень часто человеку не хватает того или иного из вышеперечисленных навыков (тем более ребенку)

2. Первый эшелон обороны – психологическая защита. Когда задача становится проблемой. 
Если человек не справляется с ситуацией на уровне действий, это причиняет ему дискомфорт. Наша психика устроена так, чтобы защищать нас от неприятных переживаний. Этот механизм совладания с ситуацией так и называется – психологическая защита.

Если человек в целом успешно справляется с ситуациями, причиняющими дискомфорт, то психологические защиты помогают ему не обращать внимания на небольшие конфликты и неудачи. Однако в ситуации сильного стресса, кризиса, серьезного конфликта интересов своих и другого человека, или внутреннего конфликта (чувств и долга, хочу и надо, притязаний и возможностей), тяжелой жизненной ситуации и прочее – эти защиты могут не срабатывать. Тогда психологический дискомфорт становится явным и проявляется в виде различных проблемных состояний: 
- астения, ипохондрия, апатия, депрессия, 
- навязчивые мысли или действия, 
- бурное неконтролируемое выражение эмоций, неадекватное ситуации, 
- чувство неуверенности, тревога, фобии, панические атаки 
и т. п. 
Это уже симптоматика, но пока еще в области психики. Если причина проблемы не устраняется, то со временем вступает в действие следующий эшелон

3. Второй эшелон обороны – психосоматический. 
Проблема становится симптомом. 
В случае, когда психика человека не справляется со страданием, развиваются физические симптомы. Как только это происходит, человек испытывает облегчение своего душевного состояния: боль переходит на телесный уровень. 
- Это может быть постепенный процесс, когда заболевание появляется вследствие накопления травматических переживаний.
- А может быть достаточно быстрый, по принципу «последней капли».

У детей симптомы обычно развиваются быстро и быстро уходят (психика и тело у них пластичны), когда исчезает травмирующая ситуация.

4. Последний рубеж обороны 
Иногда ситуация настолько мучительна, настолько угрожает существованию человека как целостности, что он буквально выбирает не жить в этом... и появляется потенциально смертельная болезнь.
Разумеется, причины такого выхода, как впрочем любого симптома, лежат за пределами сознательного, а в ряде случаев (например зависимости, врожденные заболевания и т. д.) – это проблема, передающаяся из поколение в поколение.

Автор М. Летучева

 

ЗАЧЕМ НУЖНА БОЛЕЗНЬ?

Болезнь – это один из способов получить то, что без болезни получить никак не удаётся. Некоторые психотерапевты считают, что практически все заболевания в основе своей имеют психологическую причину. Но классическая медицина официально признаёт семь заболеваний, в которых психосоматический фактор является ведущим. Их выделяют в “чикагскую семерку”.

Болезнь возникает как способ удовлетворения потребностей, которые так уж сложилось, - по-другому удовлетворить невозможно.
Так что же позволяет болезнь?

1. Заботиться о себе без чувства вины

Лекарства, всяческие средства ухода, дорогие анализы, процедуры, обследования – всё это вам обеспечено, просто потому что вы болеете.

Попробуйте ту же сумму потратить на услуги стилиста или курс массажа. Для нескольких поколений женщин – это недопустимо. Всегда есть то, на что деньги нужнее.

2. Право на отдых

Парадокс в том, что большинство современных женщин, даже став фрилансерами или имеющих свободный график всё равно живут по принципу, который гласит – “У женщины есть только два случая, когда она может ничего не делать – это беременность или болезнь”.

И вся наша система построена по этому принципу.
Ребёнок не может не ходить в школу, если он не хочет. Есть единственная причина, по которой он может пропускать школу – это болезнь.

3. Право на заботу близких

Возможность почувствовать себя женщиной, о которой заботятся. Как-то не принято у нас заботиться о “сильных, умных и успешных”, тем более о тех, которые могут позаботиться о себе сами. “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. Болезнь даёт право получить эту заботу и нежность. Если же близкие продолжают игнорировать даже эти недвусмысленные посылы о помощи, то болезнь будет прогрессировать, и в какой-то момент эти просьбы придётся услышать. Дежурства в реанимационной палате будут обеспечены.

4. Внимание близких и друзей

Болезнь – это способ почувствовать себя особенным, заслуживающим внимание. Тебя обсуждают, о тебе говорят. Ты становишься “темой дня”. И чем закрученнее и сложнее болезнь, тем больше “охов и ахов”.

5. Уважение

Человек , переносящий жуткие страдания, наряду с жалостью и сочувствием даже с мыслями: “Господи, не дай Бог мне такое…” вызывает трепет и уважение. Если то, чем ты занимаешься в данный момент, почему-то не вызывает уважения (прежде всего у тебя самого), то серьёзная болезнь даст это уважение. И желание почувствовать себя “героем” никто не отменял.

6. Возможность не решать, то что нужно решить

Когда серьёзно заболел ребёнок, идею с разводом придётся отложить.
Собственная сильная болезнь заставит повременить с новыми проектами и сменой рода деятельности. Многолетний уход за близким человеком – веская причина, чтобы не задаваться вопросами личной жизни и карьеры.

7. Возможность приостановки, неспешности, прислушивания к себе

При болезни жизнь резко замедляется, и на передний план выходит то, что раньше игнорировалось и не замечалось. Каждый свой вдох, каждый свой шаг становится важным.

8. “Последняя воля умирающего”

К желаниям болеющего человека принято прислушиваться, и заболев, можно наконец-то заставить мужа починить краны и приделать отваливающиеся ручку на двери. Не говоря уже о других более глобальных просьбах.

9. Увидеть мир с другой стороны

Болезнь позволяет попасть в другую реальность.
Если вам приходилось несколько часов кряду смотреть на складки ткани на абажуре, или разглядывать фигуры диковинных зверей в трещинах на потолке – вы понимаете о чём я. Когда, единственное, что ты можешь – это часами смотреть в один квадрат метр на метр, то мир предстаёт перед тобой совершенно с другой стороны.

10. Переосмыслить свою жизнь

Серьёзная болезнь заставляет задуматься о том, о чём раньше предпочиталось не думать. Когда встаёт перспектива, что возможно, это конец, то вся ложь о себе и своей жизни куда-то улетучивается, и ты остаёшься с правдой. И в этот момент происходит глобальная переустановка системы. Переоценка всей своей жизни.

*********

Потребности, это такие вещи, которые приходится удовлетворять. Вопрос только в способе. Если взрослый человек по каким-то причинам не готов предъявлять свои потребности открыто, то бессознательно включается “театр тела” и эти потребности будут удовлетворяться посредством манипуляций с телом – т.е. болезни.

Признавать такие вещи ”в лоб”, без должной готовности невозможно. Включается сильнейшая психологическая защита.

 

О ПСИХОСОМАТИЧЕСКОМ СИМПТОМЕ

...Когда человек не получает поддержки в сложной для себя ситуации и не обучается более зрелым способам реагирования, то может появиться психосоматический симптом, который "защищает" человека, переводя неразрешимую проблему в иную плоскость.
Симптом становится способом справиться с проблемой. 
Симптом часто остается единственной доступной возможностью удовлетворить потребность – вот тогда у него есть все шансы закрепиться.
Таким образом, заболевание или симптом (боль, неприятное состояние, поведенческое нарушение) имеет для нас уже не только "негативную окраску", но и 
"позитивный смысл": 
- Устранение непереносимого душевного дискомфорта; 
- Возможность обрести контроль над своей жизнью, людьми и ситуацией (жизнь человека и его близких начинает «вращаться» вокруг симптома); 
- Своего рода крик о помощи – порой болезнь = единственная возможность получить необходимую заботу от окружающих; 
- Найти доступный выход, когда непосредственное разрешение ситуации по каким-то причинам затруднено; 
- Орган-мишень, специфика заболевания и характер ощущений красноречиво сообщают нам о проблемной области. С одной стороны, это каждый раз индивидуально, с другой – наблюдаются очевидные закономерности. 
Иными словами, симптом – это защита, адаптация, способ самовыражения и решения некой жизненной задачи в сложившихся условиях. 
Вообщем, если не копать сильно глубоко, то каждый школьник знает, почему болеть хорошо. Например, можно не встречаться с нехорошими сверстниками и преподами, тебя оставляют в покое, не ругают и не заставляют, родители хоть какое-то время не ссорятся и забывают о разводе, переживают за тебя, особенным образом заботятся (наверно все-таки любят?), можно заниматься чем хочешь (или не делать чего не хочешь)… 
...Трудно назвать это выгодой, потому что мы платим за эти возможности дорогую цену. Я скорее призываю обращать внимание на то, что симптом может значительно облегчать жизнь в каких-то ее аспектах. Тогда как решение задач взаимодействия и сотрудничества с людьми, конфликты, принятие решений, необходимость делать или переживать что-то неприятное, – существенно ее осложняет, а иногда делает невыносимой

 

 

 КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ПСИХОГЕННЫЕ СИМПТОМЫ?
Просто и коротко:

Универсальным способом преодоления критической ситуации является переживание. Универсальным запуском патогенетического процесса является отказ от переживания. Центральное место здесь принадлежит эмоциональному компоненту переживания, чувству, которое служит срочным и целостным сигналом об отношениях человека с миром и со своей жизнью. Однако чувства, как известно, бывают неприятными, а человек обладает развитыми способностями отвергать свои чувства, вмешиваться в процесс естественной саморегуляции и ущемлять активность своего организма. Ущемление активности организма приводит к появлению боли. Боль есть сигнал об ущемлении активности организма. Допустим, любимый мною человек меня все время огорчает, я его страстно люблю. Но он меня огорчает. И я бессознательно решаю: "Лучше бы мне его не любить. Да, наверное, я и не так уж его люблю)" Я ущемляю свое сердце, и оно начинает болеть. Это - первая стадия соматизации, от чувства к периодической боли. Но боль - это громкий сигнал тревоги, требующий немедленной реакции. Боль очень трудно переносить долго. Здесь находится второй узловой пункт. Либо понять функцию боли, услышать, что она говорит, либо идти дальше по пути отчуждения, блокируя сознаваемое переживание боли. Для того, чтобы осуществить второе, необходимо создать в области возможной боли "хроническое напряжение низкой интенсивности". Это мышечное напряжение (и соответствующее напряжение психологических структур) призвано увести человека от сознавания своей боли, но оно должно иметь низкую интенсивность для того, чтобы оставаться хроническим. (Возрастание напряжения приведет к боли и, следовательно, будет требовать изменения ситуации либо, вновь, снижения интенсивности.) Итак, вторая стадия соматизации - это путь от боли к хроническому напряжению. Хроническое напряжение имеет ряд физиологических последствий: нарушение метаболизма в этой области тела, увеличение секреции одних гормонов и снижение других и тому подобные, известные врачам процессы. 
На пути от хронического напряжения к манифестации какого-либо заболевания ведущую роль уже играют физиологические механизмы, хотя и психологические воздействия также активно влияют на этот процесс.

О.В. Немиринский

 

ПСИХОСОМАТИКА У РЕБЕНКА

Как может рождаться болезнь у ребенка?
Возможная схема возникновения болезни под влиянием психических переживаний такова: человек испытывает определенную эмоцию, например, ребенок злится на маму, что не удовлетворила какую-то его просьбу или каприз, при этом, если он выражает эту злость в плаче, крике, других действиях –с его организмом не происходит ничего плохого. 
Обычно психосоматике подвергается самый слабое место в организме. 
Если у ребенка в силу наследственности есть риск плохого зрения, то в результате воздействия психотравмирующей ситуации может возникнуть близорукость, как выражение символического желания «не видеть этого, уйти оттого, что не нравится». 
Если у ребенка проблемы с органами дыхания, то «атмосфера собственной злости», в которую он попадает, способствует возникновению различных простудных заболеваний, а также гайморитов, бронхитов. Конечно, болезнь не возникает после одной –двух ситуаций, например, невыражения своей злости. Но если это происходит постоянно, энергия периодически направляется на один и тот же участок тела, возникают мышечные зажимы, а потом и изменения на уровне клеток выбранного органа. 
Удержание любой эмоции внутри себя способствует возникновению напряжения в мышцах, и нарушению свободного, естественного протекания физиологических процессов. Так, если ребенку систематически не дают выражать свою радость («Не шуми, бабушку разбудишь», «Не прыгай, веди себя прилично, мне стыдно за тебя») то это не менее вредно для него, чем невыражение злости или страха. 
Не существует «вредных» и «полезных» эмоций –каждая эмоция возникает как реакция ребенка на внешнюю (или внутреннюю) ситуацию. Задача взрослых – научить ребенка, как обращаться со своими эмоциями социально приемлемыми способами, чтобы не причинять вред ни себе, ни окружению.

-В последнее время в психологизированных семьях, однако, наблюдаются случаи «впадения в крайность»: любые болезни понимаются как психосоматика и их пытаются лечить только психотерапией, даже в том случае, если болезнь затронула органическую основу, функционально изменились органы, ткани и объективно необходимо медикаментозное лечение.
-Если же лечить только больной орган, без устранения психотравмирующей ситуации, то болезнь будет возникать снова и снова, так как причина ее остается.

Дети тонко чувствуют слабости взрослых и умеют использовать их себе на пользу. Они отлично манипулируют и даже болезнь может быть использована для достижения желанной цели. 
Когда заболевает взрослый, он знает, что часть обычной работы (например, по дому) придется делать даже в таком состоянии, а по выздоровлению его ждет двойная порция накопившихся дел. Для ребенка все иначе –родители становятся добрыми и ласковыми и вроде ради этого можно потерпеть немного боли! В основе подобных случаев лежит бессознательное желание отдохнуть, уйти от неприятной ситуации, а болезнь является дорогой к желанной цели.

В некоторых семьях существуют негласные послания, которые передаются от поколения к поколению. Эти послания могут касаться разных аспектов жизни, в том числе и здоровья.

Послания могут быть самые разные:«Насморк не повод отказываться от работы, переноси его на ногах»;«Не пользуйся таблетками, лечись народными средствами»;«Сердце болит только у добрых людей»;«Закаляйся и не будешь болеть!»и т. д. 
От разных родственников могут идти разные послания, они могут быть противоречивыми или дополнять друг друга. Важно понять, есть ли послания, касающиеся здоровья в вашей семье, от кого они идут и что предписывают вам делать. Дети наиболее чувствительны к бессознательным посылам и могут реализовать их себе во вред.. 

Также взрослым необходимо осознавать свои страхи по отношению к собственным детям, иначе есть вероятность, что бессознательно мы притягиваем пугающую нас ситуацию –«Чего опасаешься, на то и нарываешься». 
(Галина Колпакова)

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (ПСР) У ДЕТЕЙ.

Болезненный рейтинг 

1-е место среди ПСР занимают психогенные нарушения желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит и гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, реактивный панкреатит, реже - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки).
О тесной связи пищеварительных расстройств с нервно-психической сферой известно давно. Недаром же психологи образно называют желудочно-кишечный тракт «звучащим органом эмоций». У неуравновешенных детей при малейшем волнении, гневе, боли, страхе и тревоге возникают тошнота и рвота, а спокойные малыши ничего подобного не испытывают.
У некоторых школьников утренняя тошнота (реже - изжога) и даже рвота появляются перед ответственным экзаменом или контрольной работой. У таких детей часто встречается мигрирующая боль в животе. Не слишком сильная, она возрастает при волнении и нервном напряжении, не связана с приемом пищи и ее особенностями. При обследовании этих пациентов никакой патологии не обнаруживается.

2-е место закрепилось за кожными ПСР - экземой, экссудативно-катаральным диатезом и нейродермитом, которые современные аллергологи объединяют под общим названием «атопический дерматит».

3-е место отводится двигательным расстройствам (тики, гиперкинезы, судорожные припадки).

4-е место принадлежит эндокринным ПСР (аменорея, дисменорея, ювенильные кровотечения, нервная анорексия и ожирение), которые часто встречаются у девочек-подростков.

5-е место занимают ПСР в виде головной и другой боли. 

Откуда что берется? 

Чтобы возникло психосоматическое заболевание, должны совпасть сразу несколько факторов: наследственная предрасположенность (по принципу «где тонко, там и рвется»), особенности личности и темперамента ребенка, социальные предпосылки и психотравмирующие события, накладывающиеся на этот неблагоприятный фон и заставляющие детонировать внутреннюю мину замедленного действия. 

Факторы личного риска ПСР: 

Темперамент
* низкий порог чувствительности к раздражителям («нервный ребенок»)
* интенсивная реакция на внешние стимулы («раздражительный ребенок»)
*затрудненная адаптация к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций («капризный ребенок») 

Психосоциальные факторы
* неправильное воспитание
* стресс в дошкольном учреждении
* стресс в школе - ее смена, прессинг со стороны
* психотравмирующая внесемейная ситуация

Фрейд писал: «Если мы гоним проблему в дверь, она лезет в окно в виде симптома». В основе ПСР лежит механизм психологической защиты, который называется вытеснением. Мы стараемся не думать о неприятностях, отметать от себя проблемы, не анализировать их, не встречаться с ними лицом к лицу. Вытесненные таким образом, они «проваливаются» с социального или психологического уровня на телесный. ПСР у ребенка - следствие хронических отрицательных эмоций, не нашедших правильного и своевременного выхода, то есть, как говорят психологи, «неотреагированных».

У малышей до 3-5 лет главная отрицательная эмоция, выходящая наружу в виде ПСР, - подавленная агрессия, а у подростков ее место занимает депрессия. Ведь депрессия - это агрессия, обращенная против самого себя. Отказ от детской агрессии - неминуемая дань, которую нужно заплатить за социализацию. Подросший человек, своевременно не научившийся выражать гнев и освобождаться от него, несет этот груз во взрослую жизнь. Вот почему депрессия - базовая предпосылка любых ПСР у подростков. Подростки с ПСР часто страдают депрессивными состояниями, особенно так называемой субдепрессией и скрытой депрессией. Дети жалуются на настроение (плохое или «никакое»), скуку, нежелание что-либо делать, безразличие или раздражение по отношению к окружающим. Такому подростку необходима психотерапия, особенно семейная. Ее цель - изменение сложившихся дома стереотипов поведения и восприятия ребенка.

Для профилактики ПСР важно заставить ребенка говорить на языке своих чувств, постоянно расширяя его словарь, ведь назвать -значит понять.

(П.Гавердовская)

 

 

ПСИХОСОМАТИКА САХАРНОГО ДИАБЕТА

 

 

Считается, что название болезни «диабет» ввел в медицину римский врач Аретиус (II век н.э.). Он так описывал симптомы и протекание болезни: «Диабет ужасен, он растворяет плоть и конечности. Больные беспрестанно пьют и выделяют воду непрерывным потоком. Их жизнь коротка и мучительна, а жажда неутолима». Диабет в переводе с греческого означает истечение, соответственно, сахарный диабет означает потерю организмом сахара. Во времена, когда жил Аретиус, болезни диагностировались по внешним признакам, а лечение определялось возрастом пациента и степенью тяжести заболевания. Так, если диабетом заболевал ребенок (обычно это первый тип диабета, инсулинозависимый), то болезнь протекала быстро и лечению не подлежала – больной был обречен. Если же взрослый человек заболевал диабетом второго типа (инсулиннезависимым), то ему назначалось лечение, которое, в основном состояло из диеты, физических упражнений и фитотерапии (тонизирующие и иммуностимулирующие отвары из трав).

И в современной медицине по-прежнему, в большинстве случаев, лечение диабета является симптоматическим, то есть лечение заключается в устранении симптомов заболевания, а не причины. Следовательно, основными задачами являются стабилизация углеводного обмена, минимизация осложнений, нормализация веса пациента и, наконец, обучение пациента, как ему жить с сахарным диабетом – контролировать уровень сахара в крови, понимать важность правильного питания, знать, что нужно делать при признаках гипогликемии и т. п.

Но симптоматический подход к лечению сахарного диабета – не единственный в современной медицине. Психосоматический подход предлагает посмотреть на проблему заболевания по-другому. Исходя из концепции единства физического и психического в человеке, психосоматическая медицина исследовала связь психологических особенностей личности больных сахарным диабетом, а также их психических расстройств. На основании исследований были сделаны выводы, что следующие состояния могут способствовать развитию сахарного диабета.

  • Посттравматические депрессии, которые могут развиться после некоторых тяжелых потрясений: потери близких, изнасилования, вынужденной разлуки с любимым человеком. В таких случаях организм «застревает» в состоянии стресса и никак не может из него выйти, даже когда ситуация уходит в прошлое. Эндокринная система человека работает на предельной мощности, и могут начать страдать щитовидная железа, надпочечники или поджелудочная железа.
  • Нерешенные проблемы в семье, которые человек может скрывать годами, боясь исправить их радикально. Это может быть алкоголизм супруга или неверность, когда из желания сохранить брак, женщина терпит невыносимые условия своего существования в семье. На состояние поджелудочной железы особенно плохо влияет чувство ожидания краха, ожидания того, что всё закончится плохо.
  • Повышенная тревожность также может спровоцировать развитие сахарного диабета, так как в состоянии тревоги организм человека быстрее сжигает сахар и инсулин не успевает вырабатываться в нужном количестве. Именно поэтому многим людям, чтобы справиться с тревогой, так сильно хочется сладкого. Так со временем может сформироваться постоянная потребность заедать стресс конфетами и пирожными. В результате — психологическая зависимость от сладкого, нарушение выработки инсулина и развитие диабета второго типа.

Также психологи выделяют ряд особенностей личности, которые делают их обладателей более уязвимыми к заболеванию сахарным диабетом. В группе риска находятся люди так называемого эндокринного типа – склонные к ожирению. Этим людям свойственны повышенная чувствительность и колебания настроения. Люди данного типа добродушны, но довольно эгоцентричны и склонны к манипулированию близкими. Они нуждаются в общении и при этом требуют постоянного внимания к себе.

Предупрежден, значит, вооружен. Психосоматический подход позволяет выявить склонность человека к тому или иному заболеванию и принять необходимые профилактические меры. Здесь, как и при симптоматическом лечении, важную роль играет обучение пациента. Пациент должен осознавать опасность и должен понимать, что его здоровье зависит не только от квалифицированной медицинской помощи, но и от него самого. Наряду с диетой, физическими упражнениями и лекарственными препаратами необходима работа с психологическими проблемами, способствующими развитию болезни. Современная медицинская наука всё настойчивее говорит о важности комплексного подхода к здоровью человека.

Устинова Юлия

 

ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ

 

 

Психосоматика гипертонии довольно хорошо изучена современной наукой. Многие исследователи отмечали важность психологической помощи пациентам с повышенным кровяным давлением.

Гипертония или артериальная гипертензия – это клинический синдром, который характеризуется хронически повышенным уровнем кровяного давления при отсутствии явной органической причины. Синдром имеет прогрессивное течение, начиная от ранних стадий, когда кровяное давление колеблется от повышенного до высокого, и до поздних стадий, когда при поражении почек и сосудов давление стабилизируется на высоком уровне.

Гипертония — самое распространённое заболевание сердечно-сосудистой системы, артериальной гипертонией страдают 20-30% взрослого населения планеты. Распространенность болезни резко увеличивается с возрастом и достигает 50-65 % у людей старше 65 лет.

Повышенное давление у человека связывают прежде всего с психически перенапряженной деятельностью и стрессом, вызывающими нарушения корковой и подкорковой регуляции механизмов контроля артериального давления (АД). Во многом именно психическая деятельность определяет функции сердца и сосудов. Смена активности и покоя, сна и бодрствования, положительных и отрицательных эмоций напрямую связаны с различными состояниями системы кровообращения.

Функционирование кровеносной системы также связано с психологическими свойствами личности человека, эта связь отражена во многих идиомах и поговорках. Так сердце может болеть от переживаний за близких, «сердце стучит от страха», «сердце бьется от любви», «разбитое сердце» и т.д. Повышенная тревожность, постоянное чувство страха и опасности, хронический стресс, связанный с переживаниями, депрессивные состояния оказывают влияние на артериальное давление и могут привести к развитию гипертонической болезни.

При этом изменения работы сердца могут проявляться как при положительных, так и при отрицательных эмоциях, но патологические нарушения в сердечно-сосудистой системе связаны прежде всего с гневом, страхом, яростью и тоской – со спектром отрицательных эмоций. Именно негативные переживания могут привести к тому, что, например, при страхе одиночества, или опасности нападения человек может почувствовать, будто сердце стучит у него в голове. Это выброс адреналина приводит к сужению сосудов и резкому повышению АД.

Психосоматическая природа гипертонии довольно хорошо изучена современной наукой. Многие исследователи отмечали важность психологической помощи пациентам с повышенным кровяным давлением. Помимо симптоматического лечения необходимо выяснить, какие личностные проблемы существуют у пациента, что его беспокоит и что мешает нормальному функционированию сердечно-сосудистой системы. Среди наиболее характерных психологических факторов, способствующих развитию гипертонии, выявлены следующие.

  • Повышенная степень тревожности.
  • Хронические депрессивные состояния.
  • Высокая эмоциональная возбудимость.
  • Неумение расслабиться после психологического напряжения.
  • Преобладающий пессимизм.
  • Переживание своего зависимого положения.
  • Неадекватная оценка собственных сил и стремление во что бы то ни стало достичь большего.
  • Завышенная требовательность к себе и к другим.
  • Зажатость или неадекватная скромность и стеснительность.
  • Агрессивность.
  • Раздражительность.
  • Вспыльчивость.
  • Чрезмерное, выматывающее усердие в работе (трудоголизм).

Устинова Юлия

 

 

 

 

 

Email: chinir@yandex.ru
Звоните: тел. 8-928-163-72-56