ЗАЧЕМ НАМ НЕОБХОДИМЫ КРИЗИСЫ?

       Кризис -время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса -это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой.

      Основными характеристиками кризисных периодов можно назвать:

-наличие резких изменений в короткие отрезки времени
-неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения моментов его наступления и окончания
-конфликты с окружающими
-наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии». 

       Кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно -в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. По мнению Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать.Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие личности. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований.

       Д. Левинсон отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния (обычно это 6-8 лет) различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два из них являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, вдруг видит ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты он переоценивал, а другие -недооценивал.По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и времена стабильности.

       Энн Йоманс выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания:

в период разрушения происходит ломка видения мира, отношения к себе и к окружающим. Ломка, отмирание некоторых естественных способов видения мира, познания самих себя и отношения к окружающему -порой весьма схожи со смертью. Отрицание смерти современной культурой в целом -приводит к тому, что недооцениваются периоды разрушений;

промежуточный период, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы; 

- в период созидания человека могут подстерегать две крайности:

1.желание иметь полную гарантию успешности своих действий, что приводит к пассивности, инертности
2.желание добиться всего и поскорее.

КАКИЕ КРИЗИСЫ ПЕРЕЖИВАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ? 

      Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40—45 годам. Привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Выделяют кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.

      В возникновении возрастных кризисов зрелости важна выраженность у человека страха перед будущим.В основе страха будущего -осознание конечности собственного существования и страх смерти.Как правило, возрастные  кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. 

      Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. 
Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. 
Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи). 
Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности. 

      Объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора. Можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный. 

      Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения. 

Что осложняет проживание кризиса? 

Во-первых, это стремление человека уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад».

Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями(человек может "уходить в работу", менять имидж,род занятий, страну проживания, семейное положение, пить и пр.). 

Уходом «назад» можно считать инфантилизацию человека (утверждении более молодого статуса, или акцентирование своей слабой позиции через болезни). 
Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на других и не проходит кризис. 

 Во-вторых,сложности проживания настоящего кризиса могут быть связаны с тем, что не были пройдены предыдущие.Человек, не имея опыта благополучного завершения кризиса, сталкивается с проблематикой не только своего нынешнего кризиса, но и всех предыдущих. 

В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно? 

Критериями успешного проживания кризиса можно считать:

-принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие
-отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость
-отношение к внутреннему неблагополучию с позиций лечения причины, а не симпотомов. 

     Такое восприятие дает человеку возможность для появления личностных новообразований и достижения зрелости.
Г. Олпорт, характеризуя зрелого человека, выделяет следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость, способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность, самосознание — в доверие.

(О.В.Хухлаева)

 

КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

      Этапы возрастной периодизации с 17 до 60 лет на основе периодизаций Левинсона и Слободчикова (цифрами указан период вероятного наступления возрастного кризиса, а не его продолжительность) :

Вхождение во взрослость (17-22). Прощание с детством. Человек на пути реального самоопределения. Вылететь из семейного «гнезда», «научиться ходить» социально.

«Первые выборы» (23-30). Осуществить первые самостоятельные выборы: профессиональные, образ жизни, семья, дети.

«Перевыборы» (28-33). Переоценить и исправить свои выборы профессии, семьи, отношений на основе собственных интересов.

«Буря и натиск» (30-40). Создать положение в обществе. Продвинуться по карьерной лестнице. Повысить авторитет и уверенность в своих проявлениях.

Кризис «середины жизни». (37-42). Подвести итоги. Что сделал в жизни? Что я могу дать другим и сам от них получаю? Принятие себя и своей жизни.

Зрелость. (42-50). Начинать жить своей жизнью, как хочется. Стать наставником.

Кризис 55. Сформировать философский взгляд на жизнь, почувствовать удовлетворение своей жизнью, обрести мудрость.

     Более подробно остановимся на среднем возрасте или взрослости. Средний возраст – примерно между 30 и 40 годами, это стабильный период между двумя кризисами. Кризисом 30 – перевыборами, –и кризисом середины жизни. Достигнув тридцати лет, человек начинает испытывать какое-то беспокойное оживление, неясное настойчивое желание добиться чего-то большего, требующее изменения жизни. Он понимает, что до сих пор некоторые моменты жизни переоценивал или недооценивал, возникает потребность в пересмотре собственных ценностных установок и целей, поставленных в 20 лет. К 30 годам часты случаи получения второго образования, смены партнеров, друзей, образа жизни.

     В том случае, если кризис разрешен успешно (интуитивно или осознанно), десятилетие 30-40 лет превращается в период «бури и натиска», человек чувствует драйв, позволяющий ему многого достигать. Он становится зрелой личностью – автономной, мотивируемой, выстраивающей свою жизнь сообразно целям, перспективным планам и жизненной философии, при опоре на реальную деятельность. В противном случае человек не может самореализоваться, застревает в негативных чувствах, а период разочарования и неуверенности затягивается на несколько лет. Тем тяжелее протекает кризис 40 лет – середина жизни, подведение итогов, когда практически во всех сферах жизни человека происходят изменения. Болезни дают о себе знать, начинается физический спад, дети «вылетают из гнезда» и, зачастую, приходится начинать выстраивать новые отношения с партнером. Накапливается неудовлетворенность работой, снижается профессиональная востребованность. Старые дружеские связи распадаются, а новые не появляются. Меняются ценности человека, появляется потребность в поиске смысла своей жизни. Юнг отмечает, что в этот период люди могут даже поменять характер, общительный экстраверт может превратиться в глубокого интроверта.



Как отличить возрастной кризис?

Г. Шихи выделяет 4 измерения жизни, которые могут служить своеобразными критериями наличия возрастного кризиса:

1. Отношение к другим. Появление дистанцированности от других.
2. Чувство опасности. Потеря безопасности, опоры в жизни.
3. Восприятие времени. Ощущение, что не успеваю жить. Время бежит, а жизнь проходит мимо.
4. Тело. Ощущение физического спада

Как протекает кризис?

В своем протекании любой кризис состоит из 4 этапов:
• На первом: несмотря на разочарование, психосоматические проявления, депрессию, человек не пытается оценить свою жизненную ситуацию.
• На втором: он приближается к сложным чувствам, готов их обсуждать и оценивать.
• На третьем: чувства человека связываются с жизненной ситуацией, выясняются причины недовольства собой и своей жизнью.
• На четвертом, заключительном: происходит принятие решения – что в жизни оставить, как, куда и с кем жить дальше.

Застревание на любом из этих этапов чревато тем, что человек ощущает упадок сил, апатию или озлобленность на себя и на мир.

(Ю. Байков)

 

Email: chinir@yandex.ru
Звоните: тел. 8-928-163-72-56