Разработано совместно с Ext-Joom.com
ЗАЧЕМ НАМ НЕОБХОДИМЫ КРИЗИСЫ?
Кризис -время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса -это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой.
Основными характеристиками кризисных периодов можно назвать:
-наличие резких изменений в короткие отрезки времени -неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения моментов его наступления и окончания -конфликты с окружающими -наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии». Кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно -в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. По мнению Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать.Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие личности. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований.
Д. Левинсон отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния (обычно это 6-8 лет) различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два из них являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, вдруг видит ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты он переоценивал, а другие -недооценивал.По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и времена стабильности.
Энн Йоманс выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания:
- в период разрушения происходит ломка видения мира, отношения к себе и к окружающим. Ломка, отмирание некоторых естественных способов видения мира, познания самих себя и отношения к окружающему -порой весьма схожи со смертью. Отрицание смерти современной культурой в целом -приводит к тому, что недооцениваются периоды разрушений;
- промежуточный период, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы;
- в период созидания человека могут подстерегать две крайности:
1.желание иметь полную гарантию успешности своих действий, что приводит к пассивности, инертности2.желание добиться всего и поскорее.
КАКИЕ КРИЗИСЫ ПЕРЕЖИВАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ?
Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40—45 годам. Привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Выделяют кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.
В возникновении возрастных кризисов зрелости важна выраженность у человека страха перед будущим.В основе страха будущего -осознание конечности собственного существования и страх смерти.Как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.
Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи). Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.
Объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора. Можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.
Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения.
Что осложняет проживание кризиса?
Во-первых, это стремление человека уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад».
Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями(человек может "уходить в работу", менять имидж,род занятий, страну проживания, семейное положение, пить и пр.).
Уходом «назад» можно считать инфантилизацию человека (утверждении более молодого статуса, или акцентирование своей слабой позиции через болезни). Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на других и не проходит кризис. Во-вторых,сложности проживания настоящего кризиса могут быть связаны с тем, что не были пройдены предыдущие.Человек, не имея опыта благополучного завершения кризиса, сталкивается с проблематикой не только своего нынешнего кризиса, но и всех предыдущих. В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно?
Критериями успешного проживания кризиса можно считать:
-принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие -отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость -отношение к внутреннему неблагополучию с позиций лечения причины, а не симпотомов.
Такое восприятие дает человеку возможность для появления личностных новообразований и достижения зрелости. Г. Олпорт, характеризуя зрелого человека, выделяет следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость, способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность, самосознание — в доверие.
(О.В.Хухлаева)
КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ
Этапы возрастной периодизации с 17 до 60 лет на основе периодизаций Левинсона и Слободчикова (цифрами указан период вероятного наступления возрастного кризиса, а не его продолжительность) :
Вхождение во взрослость (17-22). Прощание с детством. Человек на пути реального самоопределения. Вылететь из семейного «гнезда», «научиться ходить» социально.
«Первые выборы» (23-30). Осуществить первые самостоятельные выборы: профессиональные, образ жизни, семья, дети.
«Перевыборы» (28-33). Переоценить и исправить свои выборы профессии, семьи, отношений на основе собственных интересов.
«Буря и натиск» (30-40). Создать положение в обществе. Продвинуться по карьерной лестнице. Повысить авторитет и уверенность в своих проявлениях.
Кризис «середины жизни». (37-42). Подвести итоги. Что сделал в жизни? Что я могу дать другим и сам от них получаю? Принятие себя и своей жизни.
Зрелость. (42-50). Начинать жить своей жизнью, как хочется. Стать наставником.
Кризис 55. Сформировать философский взгляд на жизнь, почувствовать удовлетворение своей жизнью, обрести мудрость. Более подробно остановимся на среднем возрасте или взрослости. Средний возраст – примерно между 30 и 40 годами, это стабильный период между двумя кризисами. Кризисом 30 – перевыборами, –и кризисом середины жизни. Достигнув тридцати лет, человек начинает испытывать какое-то беспокойное оживление, неясное настойчивое желание добиться чего-то большего, требующее изменения жизни. Он понимает, что до сих пор некоторые моменты жизни переоценивал или недооценивал, возникает потребность в пересмотре собственных ценностных установок и целей, поставленных в 20 лет. К 30 годам часты случаи получения второго образования, смены партнеров, друзей, образа жизни.
В том случае, если кризис разрешен успешно (интуитивно или осознанно), десятилетие 30-40 лет превращается в период «бури и натиска», человек чувствует драйв, позволяющий ему многого достигать. Он становится зрелой личностью – автономной, мотивируемой, выстраивающей свою жизнь сообразно целям, перспективным планам и жизненной философии, при опоре на реальную деятельность. В противном случае человек не может самореализоваться, застревает в негативных чувствах, а период разочарования и неуверенности затягивается на несколько лет. Тем тяжелее протекает кризис 40 лет – середина жизни, подведение итогов, когда практически во всех сферах жизни человека происходят изменения. Болезни дают о себе знать, начинается физический спад, дети «вылетают из гнезда» и, зачастую, приходится начинать выстраивать новые отношения с партнером. Накапливается неудовлетворенность работой, снижается профессиональная востребованность. Старые дружеские связи распадаются, а новые не появляются. Меняются ценности человека, появляется потребность в поиске смысла своей жизни. Юнг отмечает, что в этот период люди могут даже поменять характер, общительный экстраверт может превратиться в глубокого интроверта.
Как отличить возрастной кризис?
Г. Шихи выделяет 4 измерения жизни, которые могут служить своеобразными критериями наличия возрастного кризиса:
1. Отношение к другим. Появление дистанцированности от других. 2. Чувство опасности. Потеря безопасности, опоры в жизни. 3. Восприятие времени. Ощущение, что не успеваю жить. Время бежит, а жизнь проходит мимо. 4. Тело. Ощущение физического спада Как протекает кризис?
В своем протекании любой кризис состоит из 4 этапов: • На первом: несмотря на разочарование, психосоматические проявления, депрессию, человек не пытается оценить свою жизненную ситуацию. • На втором: он приближается к сложным чувствам, готов их обсуждать и оценивать. • На третьем: чувства человека связываются с жизненной ситуацией, выясняются причины недовольства собой и своей жизнью. • На четвертом, заключительном: происходит принятие решения – что в жизни оставить, как, куда и с кем жить дальше.
Застревание на любом из этих этапов чревато тем, что человек ощущает упадок сил, апатию или озлобленность на себя и на мир.
(Ю. Байков)
ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС ВЗРОСЛЫХ?
В житейской психологии слово «кризис» ассоциируется с чем-то сложным, тяжелым, чего нужно избегать и о чем лучше не думать. Хотя в последнее время достаточно широко обсуждаются детские и подростковые кризисы. Многие уже понимают: кризис — норма, а не отклонение, это необходимый этап развития маленького человека.
В ином положении находятся взрослые. Большинство из них даже не предполагает, что существуют возрастные кризисы зрелости, хотя в психологии они четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет). А люди, знающие о существовании таковых, считают их проживание постыдным, недостойным «сильного человека», каким каждый хочет себя считать. В результате они запрещают себе думать о неприятном, а чувства загоняют глубоко-глубоко внутрь, тратя на это много энергии. А, как известно, если человек запрещает себе чувствовать, он начинает болеть. Такие недуги обычно называют психосоматическими, то есть имеющими психологические предпосылки.
Следствием ухода от проживания возрастных кризисов, помимо болезней, может быть ухудшение качества профессиональной деятельности, особенно у тех, кто работает с людьми. И это понятно — ведь избегание кризиса сопровождается глубокими депрессивными переживаниями, которые человек тщательно укрывает от самого себя, а особенно от посторонних. Это очень сильно мешает взаимодействию с окружающими, нередко вызывает агрессивные вспышки.
А уж руководить людьми, переживающими кризис и отрицающими это, сложно вдвойне! Ведь подавляемые ими негативные чувства постоянно ищут лазейку для того, чтобы выскользнуть наружу, выплеснуться. Нужен лишь повод, всегда найдется тот «плохой», кому можно приписать ответственность за свое эмоциональное неблагополучие, на кого можно обидеться, поворчать, а лучше бы и накричать.
Зачем нам необходимы кризисы?
Если рассматривать жизнь человека в зрелости как путь, то все согласятся, что путь этот не может быть абсолютно прямым. Ведь зрелость наступает не в одночасье, и поначалу человек не имеет ни опыта, ни мудрости. Поэтому ему необходимы «остановки», чтобы подумать о том, что уже пройдено, осмыслить опыт и осознать его ценность… Проверить, не стоит ли чуть изменить направление, скорость, потому что появились другие желания, стремления, возможности… А главное, поискать и найти в себе новые ресурсы и возможности, которые обязательно накапливаются в человеке в течение жизни.
Кризисы — это те самые остановки, во время которых человек осмысливает отрезок пройденного пути, утверждается в его значимости, иногда переоценивает ценности, ищет и находит новое в самом себе, удивляется этому и идет по жизни дальше, счастливый и здоровый.
Но все это происходит лишь тогда, когда человек «позволяет себе» кризис.
Получается, что очень важно заметить «ворота» кризиса, войти и позволить себе пожить за ними.
Поэтому рассмотрим подробнее психологию кризисов.
В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.
Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:
Обычно положения Л.С. Выготского применяются и для понимания закономерностей развития взрослых. Однако отмечается, что кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно — в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.
В зарубежной психологии наиболее распространена концепция Э. Эриксона. По его мнению, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие личности. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Кризис не деструктивен. Это не катастрофа, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций.
Большое внимание роли кризисов уделяет Д. Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния (обычно это 6-8 лет) различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два из них являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, вдруг видит ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не реализует свои способности, не следует идеалам. Появляется смутное чувство: творится что-то неладное. И лишь когда человек понимает: необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом — он начинает строить новую жизнь на реальной основе.
По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и времена стабильности. Но трудность представляют именно периоды изменений, так как с их приходом человек часто старается закрыть глаза на то, что его жизненная ситуация стала другой, хотя сам нередко чувствует себя в этот момент несчастным, у него даже могут проявляться соответствующие психосоматические симптомы. И лишь когда человек не только не отказывается думать о своих чувствах, но и выясняет, каким образом эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, возможно принятие решения о том, что оставить в прошлом и что взять с собой в будущее для продолжения дальнейшего развития.
Понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работе психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направлений: Р. Ассаджиоли, С. Гроффа, А. Маслоу, К. Юнга. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека. По мнению С.Гроффа, кризис может быть трудным и пугающим, но он обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом, открывая путь к более полной жизни. Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных проблем. Отказ от духовного пути и соответствующего ему кризисного развития на индивидуальном уровне приводит к обедненному, несчастливому, не удовлетворяющему человека образу жизни, к увеличению эмоциональных и психосоматических проблем. В мировом масштабе это может оказаться существенным фактором глобального кризиса, угрожающего развитию человечества и всей жизни на планете.
Энн Йоманс выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания. Она обращает особое внимание на отношение людей к первому этапу кризиса — периоду разрушения. В это время происходит ломка видения мира, отношения к себе и к окружающим. Люди, по мнению Э. Йоманс, не проявляют к этому периоду должного внимания и не выказывают уважения к тем, кто находится на этом этапе. Однако никакое подлинное созидание невозможно без разрушения старого, без символической смерти прошлого опыта. Подтверждением этого могут служить обряды перехода из одной возрастной категории в другую (от детства или юношества к зрелости, например). Обряды перехода, как правило, включают несколько таинств, и одно из них — таинство смерти и нового рождения. Символика смерти раньше воспринималась как высшее посвящение, как начало нового духовного существования. В отличие от древних наша культура построена на отрицании смерти. Но ломка, отмирание некоторых естественных способов видения мира, познания самих себя и отношения к окружающему — порой весьма схожи со смертью. Возможно, отрицание смерти культурой в целом и приводит к тому, что недооцениваются периоды разрушений. Э. Йоманс говорит: «Нам необходимо понять, что маленькие смерти необходимы, являются неотъемлемой частью жизни и неотделимы от нее».
Не менее важен и так называемый промежуточный период, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы. Это этап, когда пора заняться переоценкой ценностей и постановкой вопросов, которые сегодня пока не имеют решения. Это трудная задача для тех, кто привык всегда находить готовые ответы и управлять событиями.
Период созидания тоже имеет свои подводные камни. Человека могут подстерегать две крайности: с одной стороны, желание иметь полную гарантию успешности своих действий, что приводит к пассивности, инертности, с другой — желание добиться всего и поскорее.
Кризисный период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы. Что именно принесет кризис, зависит от самого человека.
Необходимо сделать еще одно важное замечание. Традиционно кризис ассоциируется с той или иной жизненной неудачей, негативными переживаниями. Чаше всего это действительно так. Но кризисную ситуацию может вызвать и существенное жизненное достижение, качественно изменившее состояние и вызвавшее сильные позитивные чувства. Неумение распознать наступление кризиса в этот период может привести к его обострению и смене переживаний уже на негативные. В качестве примера можно привести такое радостное событие, как рождение ребенка, которое при отсутствии понимания молодыми родителями качественного изменения собственной жизни часто приводит к осложнению супружеских отношений.
Экзистенциальные переживания часто появляются у человека надломленного, пережившего крушение, но, что удивительно, подобное состояние может возникнуть и на вершине успеха. Вообще экзистенциальный надлом и соответствующая реакция с переживанием бессмысленности — это симптом завершения какой-либо существенной части жизненной программы человека. В качестве иллюстрации этого положения можно привести высказывание Лао-цзы о том, что победителей после войны должны встречать плакальщики, необходимые для оплакивания сверхценных идей завершенного дела.
Какие кризисы переживают взрослые люди?
Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40—45 годам. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Однако раз мы говорим о зрелости, необходимо рассмотреть и кризисы, маркирующие ее границы, — кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.
Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.
Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис.
К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.
Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, как мы уже говорили, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям.
Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.
Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).
Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.
По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора. Остановимся на содержании и типологии выборов, основываясь на представлениях В. Шутса (1993).
Свое представление о выборе исследователь формулирует следующим образом: «Я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями». Таким образом, можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.
В чем особенность возрастных кризисов зрелости?
Их возникновение и протекание зависит от того, как человек относится к течению времени и насколько выражен у него страх перед будущим. Грядущее тревожит, и его образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие о возрасте изменения во внешности воспринимаются очень болезненно.
Люди далеко не всегда понимают, что они боятся будущего. Они проецируют свои страхи на другие аспекты жизни — семейные или профессиональные. Именно они вызывают неудовлетворение, именно на них человек жалуется окружающим или психологу.
В основе страха будущего — осознание конечности собственного существования и страх смерти, то есть причина индивидуально-личностная.
Однако не меньшую роль в порождении страха будущего играют и социальные факторы — стереотипы и ценности современной культуры. Важнейший из них — стереотип негативного восприятия старости. Имеется в виду то, что старым людям традиционно приписываются такие характеристики как ворчливость, консерватизм, критичность к молодым. Старость ассоциируется с посещением поликлиник, плохим здоровьем, одиночеством и отсутствием радости в жизни. А вопрос о развитии и самосовершенствовании в преклонном возрасте кажется по меньшей мере странным.
Страх собственной старости может присутствовать даже у очень молодых людей. Словосочетание «счастье в старости» вызывает у студентов ироническую улыбку, а «сексуальная жизнь в старости» — гомерический хохот. В чем причина стереотипного восприятия старости как периода деградации личности?
По мнению Л.И. Анцыферовой, на представление о старости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. В развитых странах с выраженными конкурентными отношениями высоко ценятся такие «молодежные» качества, как энергичность, выносливость, спортивность, выраженное честолюбие. В последние десятилетия «культ молодости» широко распространился и в России.
Однако само возникновение подобных стереотипов нам кажется явлением вторичным, возникшим из-за того, что период старости является наиболее «молодым» в процессе культурно-исторического развития человечества. Действительно, древние люди почти не знали старости. Тем, кто из-за физической немощи не мог быть полноценным охотником и добывать пропитание, просто не оставалось места. По мнению историков и этнографов, первые старики появились с началом использования огня, они получали статус его хранителей. Но тем не менее продолжительность жизни оставалась еще довольно короткой.
Появление стариков как количественно значимой группы населения обычно относят лишь к последним столетиям. Именно в это время начали глубоко и обширно изучать старость, но результаты подобных исследований часто не доходят до житейской психологии. Поэтому источником формирования представления о старости являются не научные изыскания, а опыт проживания этого возрастного периода близкими родственниками. Немаловажную роль в этом играют и СМИ, обычно «рисующие» образ несчастного пожилого человека, испытывающего материальные и бытовые трудности. В последнее время появился еще один фактор, формирующий представление о старости, — это реклама. Она, с одной стороны, сама опирается на наличие негативного стереотипа, а с другой — закрепляет его.
Помимо господствующего в обществе образа старости, на возникновение возрастных кризисов влияет принятая в современном обществе система ценностей, которая собственной значимости человека противопоставляет материальное благополучие и социальный статус.
Современная культура всеми своими проявлениями отрицает смерть, что вызывает у большинства людей латентный страх смерти и порождает культ вечной молодости.
Кроме того, современная культура все больше смещается от социализации к индивидуализации. Если раньше общество через систему ритуалов, обычаев помогало человеку определить, какова его социальная и культурная роль, то теперь эти вопросы человек вынужден решать самостоятельно. Трудно назвать это явление позитивным или негативным, но оно существует, и с этим приходится считаться.
Социальные факторы не только влияют на возникновение возрастных кризисов зрелости, но и сказываются на их прохождении, подчас существенно осложняя или, напротив, облегчая этот процесс.
Здесь следует отметить специфику эмоциональной сферы современного человека. Как утверждают А. Холмогорова и Н. Гаранян, эмоциональную жизнь человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая — это возрастание частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок вследствие увеличения темпа жизни, быстрых ценностных, экономических, политических изменений. Вторая — это негативное отношение к эмоциям, которым приписывается дезорганизующая роль. Следствие этого — возрастание частоты и силы психосоматических заболеваний, социальных и межличностных конфликтов, нередко являющихся способами выхода чувств наружу.
Можно также согласиться с авторами, которые утверждают, что многие аффективные сбои в поведении человека связаны с культом успеха, достижений, силы и рациональности, присущими современной культуре. Успешному человеку обществом предписывается быть волевым, холодным, рассудительным. Однако это приводит к накоплению эмоций, а это, в свою очередь негативно воздействует на здоровье.
Помимо культа рациональности, остановимся еще на одном факторе, влияющем на протекание кризиса. В обществе, где у человека имеются широкие профессиональные возможности, меняются стереотипы жизненного успеха. Появляется больше вариантов для выбора индивидуального жизненного пути. Понятно, что расширение спектра выбора может осложнить протекание кризиса. Скажем, если в России до перестройки существовали четко выраженные общественные стереотипы, касающиеся «этапов успеха» — это комсомол, вуз, партия, то сейчас они довольно размыты.
Кроме того, быстрая смена социально-экономических условий приводит к различиям в ценностях, уровне и ритме жизни родителей и детей, мешая последним опереться на стереотипы семьи. Например, поскольку сейчас нет жесткого представления о том, что к определенному возрасту необходимо создать семью, то молодые люди делают это или слишком рано, или слишком поздно, а то и вовсе не вступают в брак.
Ситуация осложняется еще и социальной, экономической, политической нестабильностью в обществе — люди начинают бояться изменений, а отсутствие в обществе четкой системы ценностей вынуждает человека решать вопрос о смысле жизни самостоятельно, поэтому каждый возрастной кризис несет в себе некоторый экзистенциальный смысл.
Из сказанного можно сделать вывод, что в современном российском обществе присутствует довольно много социальных факторов, способных осложнить прохождение человеком возрастного кризиса. Рассмотрим возможные варианты осложнений более подробно.
Одним из наиболее вероятных осложнений можно назвать стремление человека вообще уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад». Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями. В этом случае человек может менять имидж, место службы, род занятий, страну проживания, семейное положение (разводиться, вступать в новый брак или рожать детей). Вариантами ухода «в сторону» иногда бывают трудоголизм или алкоголизм, которые позволяют человеку не думать о том, что с ним происходит.
Уходом «назад» можно считать инфантилизацию человека, которая выражается во внешнем вербальном или невербальном утверждении своего более молодого статуса, или в акцентировании своей слабой позиции через болезни.
Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на близких, коллег, руководителей государства и пр. Проекция кризиса на окружение лишает человека возможности полноценно завершить данный этап, поэтому зачастую ведет к «застреванию» в нем. Такой человек находится в длительном субдепрессивном состоянии, качество его жизни понижено.
Понятно, что сложности проживания настоящего кризиса могут быть связаны с тем, что не были пройдены предыдущие. В этом случае человек, не имея опыта благополучного завершения кризиса, сталкивается с проблематикой не только своего нынешнего нормативного кризиса, но и всех предыдущих. В наиболее тяжелом варианте человек перед лицом старости вынужден решать вопросы практически всей своей взрослой жизни.
В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно?
Такое восприятие внутреннего неблагополучия дает человеку возможность для появления тех или иных личностных новообразований.
Зачем же нужны эти личностные новообразования, приобретаемые в процессе проживания кризисов? Как нам представляется, они необходимы для того, чтобы человек в целом был удовлетворен качеством своей жизни, считал себя счастливым, чтобы основной эмоциональный фон его был позитивным, отсутствовали психосоматические заболевания.
Возрастные кризисы стоит считать нормативными психосоциальными потому, что они необходимы человеку для индивидуально-личностного и социального развития и определяются как индивидуальными, так и социальными причинами.
Рассматривая психосоциальные возрастные кризисы в аспекте эволюции, необходимо обсудить их взаимосвязь с задачами развития человека в зрелости.
Согласно общепринятым представлениям, зрелость — это период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека и условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет. Формулирование основной задачи развития — достижение личностной зрелости — в данный период заложено уже в его названии. Остается определиться в содержании этого понятия, которое достаточно часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается. Так Г. Олпорт, характеризуя зрелого человека, выделяет следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость, способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность, самосознание — в доверие.
В целом соглашаясь с этими и другими авторами, отметим, что по нашему мнению, единого критерия достижения зрелости не существует: в 30-летнем возрасте и в 70 лет она будет проявляться по-разному. Но главное — зрелость достигается путем успешного преодоления психосоциальных кризисов и является следствием формирования у человека соответствующих возрастных новообразований.
(Хухлаева О.В.)
ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС, ИЛИ "ЧТО Я ДЕЛАЛ ВСЕ ЭТИ ГОДЫ?" « Что я сделал в свои годы?" - вопрос, который человек задает себе, когда проживает возрастной кризис. Особенно горчит этот вопрос, если сравнивать себя с кем-то и не в свою пользу. У кого-то карьера круче, у кого-то доход больше, кто-то прославился, кто-то дело своей жизни нашел. А кто-то просто счастлив. И вот человек достижения других переоценивает, а свои достижения - обесценивает. Мол, ну разве это достижения - так, корыто треснувшее. Самое опасное в таком обесценивании - не только эмоции: тоска, разочарование, тревога, злость на себя. А потеря координат, обнуление всего - только что человек вроде жил, не тужил. И вдруг оказался в полной пустыне (субъективно, конечно) - все не устроено, да и сам не пойми кто. Так что, вопрос этот может завести туда, откуда не так просто вернуться. Вопрос "что я сделал?" может быть садистическим, если параллельно с ним человек не задает вопрос: "Что я делал?". Первый вопрос - это некое предъявление счетов самому себе. Второй вопрос - проверочный для первого. Потому что иногда люди вполне себе занимались каким-то делом, которое было важно. А другими не занимались, потому что они были не важны. Например, детей рожали, не занимаясь карьерой - не до нее было. Или наоборот. А счета то себе предъявляют за то, чем не занимались. Абсурд вроде - требовать от себя достижений того, чего особо не достигал. Тем не менее, часто так и бывает во время возрастных кризисов - человек требует от себя тех результатов, к которым не стремился. Жил себе до этого и занимался тем, что было ценно. И вдруг, вчерашнее ценное и важное перестает быть ценным, и позарез важным становится то, о чем до этого вообще не задумывался особо. Человек в кризисе похож на человека, пришедшего в банк, в котором не заводил счет, и требующего там деньги. Но даже если осознать, что требуешь от себя тех достижений, которых не достигал, то это необязательно приведет к успокоению. Ведь вопрос "А что я делал все эти годы?" тоже может быть инквизиторским по отношению к себе. Можно ведь на него ответить, что и ерундой страдал. Проблема в том, что человек обесценивает не только то, чем занимался до наступления кризиса, но и задачи, которые тогда перед ним стояли. Тогдашние задачи забываются, подменяются новыми задачами. Особенность возрастных кризисов как раз в этом - меняются задачи развития. Иногда они меняются вполне осознанно - человек приходит к ним. А иногда они вдруг меняются совершенно неожиданно, вместе с системой координат, вместе с ценностями. И человек начинает судить по новым ценностям, которых еще совсем недавно не было и в помине. Словно бы отказывая себе вчерашнему в праве самостоятельно выбирать то, что важно и ценно. А здесь ведь работает простейшая логика - раз занимался, тратил время и силы, значит - было важно! Иначе бы жил тогда, в прошлом, совсем по-другому. Это вопрос доверия и уважения к себе вчерашнему. Как пройдет возрастной кризис, зависит от того, насколько представления о ценностях широки и гибки. Насколько вы готовы вникать в нюансы. Есть очевидные житейские ценности - семья, дети, дом, благосостояние, карьера. А есть менее очевидные, ситуативные ценности, которые исчезают куда-то, когда меняется ситуация. Но, при всей сиюминутности, это очень важные ценности - ценности развития. То, что было важно для развития личности в тот момент. Успех не в нефтяной компании, а в компании сверстников. Постепенное отделение от родительской семьи, а не мгновенное создание своей. Человек пробовал разные модели жизни, разные роли, пока не нашел свою. И так далее, и тому подобное -миллион личностных смыслов, ценностей, задач может быть у каждого из нас. И они поэтому такие неуловимые и сложно осознаваемые, что они личностные, уникальные, а не типовые, общесоциальные. И тут, каждый из нас делает выбор - быть себе чужим дядей-тетей, который не понимает и осуждает, или быть самому себе своим человеком, понимающим и принимающим. ( Данила Гуляев)
КРИЗИС: ПРОБЛЕМА ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?
Хочу немного рассказать про кризисные состояния. На психологическом языке, кризис-это несоответствие между потребностями организма и возможностями окружающей среды. Проще: между тем, чего я хочу и тем, чего могу, на самом деле, в данный конкретный период. И как я с этим справляюсь.
Кризисы бывают разные. Есть кризис возрастной, есть ситуационный и экзистенциальный, есть кризис развития и множественный кризис , а есть кризис системный (семейных, групповых и больших социальных систем). Кризис, в котором, в свете последних событий, сегодня оказалось подавляющее количество людей в Украине, системный. Правда это никак не исключает наличие у человека, например, еще и возрастного кризиса, или какого другого по списку. Или всех сразу.Любой, не устраивающий меня, экономический и политический кризис-это набор обстоятельств, порождённый другими людьми, структурами, парадигмами, как правило, при отсутствии усилий, предпринимаемых мною в моей собственной жизни. Поэтому, либо я делаю усилию по отношению к себе, либо я становлюсь жертвой обстоятельств.
Кризис - не конец света. В Китае слово кризис имеет два иероглифа. Один переводится, как проблема, другой, как возможности. Про возможности в кризисе: то, что нам кажется архиважным, в обычном процессе, в кризисе, естественным образом, отмирает, освобождение от балласта даёт нам место для новых идей и энергий, тем самым, приобретение ресурсов, для гараздо более перспективных проектов. Это возможность оценить не завышаю ли я, где то, издержки, тем ли делом я занимаюсь, достаточно ли я просматриваю перспективу. Возможность пересмотреть цели и задачи, как актуальные, так и стратегические и обновившись, осознанным и энергичным, двинуться дальше.
1.«Так случилось, что события последних месяцев очень сильно ударили по нашим предпринимателям. Доллар растет, продажи падают. Естественно стресс. С чего нужно начать, чтобы хотя бы как-то вернуться в нормальное самочувствие? Может стоит взять отпуск — вариант? Но, некоторые не могут бросить бизнес, так как потеряют контракты. Им в любом случае придется бороться. Как сохранить здравый ум при этом?!!!»
Во -первых не паниковать. В такой ситуации, после определенного ряда мероприятий направленных на решение критических вопросов, и выведение, насколько это возможно, предприятие из зоны риска, все таки не плохо бы вернуться к себе и обратить внимание на одну важнейшую вещь-человек не делающий усилий над собой, мало про себя понимающий, живущий функционально — рано или поздно, как я сказал выше, становится жертвой предлагаемых обстоятельств. Здесь я имею ввиду усилия не столько внешние, сколько усилия направленные на внутренную работу с собой. Вот здесь на первый план выходит наличие того самого внутренного и внешнего ресурса, который вы осознали в «мирное время» и приобрели, если конечно осознали. Важно умение переключаться и понимать, что ваш бизнес-ещё не вся ваша жизнь. Если наоборот, то похоже это проблема. Если бизнес является Жизнью-это, к сожалению, кризис, который, рано или поздно, становится перманентным. Отдых, ресурсы, общение с семьей, регулярное переключение на что-то, не связанное с бизнесом, что доставляет удовольствие. Здоровый сон и здоровый образ жизни, спорт — эндорфины никто не отменял.Если с внешними и внутренними опорами всё в порядке (семья, надёжный партнёр в личной жизни, интерес к самому себе) то из кризиса вы выйдите с наименьшими потерями. Если с этим, по какой либо причине, проблема, то такой опорой, на какое то время, может стать толковый психолог. Он же может помочь и преобрести эту самую внутренную опору и подскажет в какой стороне искать свой собственный ресурс, на который в последствии можно опираться, не боясь рано или поздно надорваться. Так или иначе человеку нужна поддержка. Настоящая и искренняя. На худой конец-профессиональная. Человеку не имеющему на что или на кого опереться, а зачастую бывает, что в окружении огромной массы людей, человек чувствует себя одиноко, поломаться и не совладать с ситуацией, намного легче, чем человеку у которого в наличии есть те самые опоры.
2. "Зачастую возникают достаточно серьезные споры среди компаньонов. Один говорит, что нужно повысить цены, наш доход стал минимален из-за доллара, другой говорит, что подымать цены нельзя, это убьет бизнес! Какой правильный вариант конечно же понять сложно, но вот как вести подобные споры и не нервничать? Как решать такие проблемы с точки зрения психологии?!!!"
Правда, всё очень индивидуально, как в контексте конкретных людей, так и в контексте конкретного бизнеса. Часто партнёры приглашают третье, независимое лицо, в решение конфликта (психолога, медиатора). Свежий незаангажированный взгляд на ситуацию, всегда бывает не лишним. Важно всегда помнить, что цель переговоров у партнёров, если они, правда, партнёры, одна-это не только сохранить бизнес, но и сделать его жизнеспособным. Искать компромиссы. Не создавать противостояний, в которых прав только кто-то один. Партнёра мне не дано услышать, если я не умею слышать самого себя. Это аксиома. Умение брать на себя ответсвенность и, если необходимо, её же делегировать партнеру, зачастую зависит от наличия этих самых внутренних ресурсов. Их наличие даёт ощущение фундамента, основы под ногами. Психология же презывает быть чувствительным к себе, к своим потребностям в любых ситуациях. Слышать, видеть и чувствовать себя, а также своего партнёра. Это также относится к тем самым усилиям, которые необходимы для того , чтобы я, рано или поздно, не стал жертвой обстоятельств.
3."Проблемы на работе, в бизнесе часто вызывают проблемы дома, в семье. У одного из супругов плохо с бизнесом, несет негатив домой и естественно возникает напряженность? Как сделать так, чтобы проблемы на работе оставались за порогом дома?»Проблемы на работе, в бизнесе, только тогда вызывают проблемы в семье, если здоровых отношений в этой семье, нет. Тогда это вопрос, либо к себе, либо и к себе и к своему супругу, супруге. Напряженность возникает там где нет доверия, ясности и проговорённости. Оставить все проблемы бизнеса за порогом дома-не реально. Если в доме с принятием и близостью всё в порядке то в здоровом проявлении моя проблема в мой дом может придти, разве, что за поддержкой. И получить её там. В каком виде-другой вопрос.
Если про конкретную рекомендацию, что делать, чтобы не…, то опять таки — спорт, режим.. например, после работы — не сразу домой, а через спортзал или долгую пешую прогулку и чаще заниматься в семье чем-то совместным и приятным.Подумайте, насколько ваша проблема приблизится к развязке, если вы весь её негатив перенесёте в свой собственный дом? От постоянных размышлений о ней она точно не решится, сейчас вся страна в огромной неопредленности, это марафон, забег на длинную дистанцию. Нужно экономить силы, беречь себя от изматывающих мыслей. Кризис-это, в том числе, время накопления энергии. Нужно уметь четко распределять зоны для работы и для отдыха. Умение находить баланс- это залог вашего успеха, а также залог вашего комфортного психологического и физического состояния.
4."Кроме проблем с бизнесом есть очень много внешних раздражителей. Телевидение, интернет. Там сплошной негатив. С одной стороны, нужно быть в курсе всех событий, особенно предпринимателям, с другой стороны эта информация только делает хуже! Как быть, не читать новости, не смотреть ТВ?»
Не плохо бы определиться в курсе каких событий необходимо быть конкретному предпринимателю?Важно знать, что сегодня в медиа идёт жёсткая информационно-психологическая война. Для начала, нужно чётко понимать, что она направлена именно на то, чтобы сформировать определённое мнение у определённой категории людей. Если вы относитесь к тем людям, мнение которых формируют извне, то встаёт закономерный вопрос о качестве вашего руководства.Человек находящийся у экрана, в Одессе и пытающийся отслеживать ситуацию, например на востоке Украины, находится в более стрессовой ситуации, чем человек находящийся в эпицентре событий. Находящийся возле телеэкрана дорисовывает картинку своими собственными фантазиями. Как правило, самыми негативными. Таков психологический механизм, которым на бессознательном уровне пользуется человек. Что делать? Телевизор не смотреть. Категорически. Это вредно. Сегодня-это средство влияния на массы.
В интернете, заходить, только, на ресурсы, которым вы доверяете, но и здесь, должна присутствовать ваша личная цензура и фильтр. Строго определить — какого рода информация нужна и именно ее отслеживать. Выделить несколько временных промежутков в день, и больше этого времени на серфинг по новостным сайтам не тратить. Помнить, что эфир засорен с целью сеять панику, а потому, главное — не включаться. Отследили курс доллара — и хватит, какую там очередную администрацию захватили — осводили — вам знать не обязательно. Можете ли вы повлиять на ситуацию или эти движения и суета от тревоги? Что от этого изменится в вашей личной жизни? Отслеживайте то, что имеет к вам непосредственное отношение.Внимание, любовь и чувствительность к себе, уважение к проявлениям своей души и тела есть залогом здорового психологического состояния человека. Кризис, как и всё в жизни, естесственно, полярен. Опасности его, связаны с регрессом, а возможности, однозначно, с развитием и прогрессом. Очень важно с каким внутренним потенциалом вы в него входите. Преодоление кризиса возможно только при совершении усилий по приведению в соответствие ваших ожиданий от внешнего мира и окружающей среды, с возможностями вашего организма, как физического, так и психологического направления. И этим надо заниматься «на берегу» и постоянно. Чем больше усилий и внимания к своему психологическому здоровью в процессе жизни, тем менее болезненно вы проживаете любой, сваливающийся на вас, кризис.
КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С КРИЗИСОМ?
(Интервью Полины Гавердовской "Газете.Ru")
— Нам давно кажется, что россияне стали чаще испытывать тревожные состояния. Как психолог вы с этим согласны? Обращаться к вам стали больше?
— У меня график укомплектован вперед на несколько месяцев, поэтому по себе роста обращений заметить не могу. А вот по своей психологической студии вижу, что стали обращаться чаще. Тематика разная, но тревожные состояния в целом усиливаются — правда, они могут приобретать разные формы. На самом деле только очень осознанный человек знает, что он тревожен. И из десяти таких людей один знает почему.
В целом же тревожность маскируется: у кого-то снижено настроение, кто-то отмечает, что нет энергии на новые начинания, кто-то становится более вспыльчивым. Вообще тревога и страх связаны с агрессией. Если собаку (кошку, крысу) загнать в угол, она делает что? Кусается. Люди могут вовсе не отмечать тревожности или тоски, но могут жаловаться на конфликты или на то, что другие стали невыносимы. А некоторые люди в состоянии тревоги становятся гиперактивными. Начинают без особой нужды что-то менять, принимают скороспелые решения. Отдельная категория людей может соматизировать тревогу, то есть не отмечать ни тоски, ни раздражительности, но начать беспокоиться по поводу своего здоровья и здоровья своих близких, искать и находить у себя и у них симптомы разнообразных болезней, более или менее реальные.
— Можно сказать, что сейчас люди утратили уверенность в завтрашнем дне на фоне кризиса в экономике и политике?
— Безусловно. Вообще, советский и постсоветский менталитет предполагает сильное базовое недоверие государству в целом. Это объясняется десятилетиями в обстановке лжи и паранойи, с дефолтами и кризисами, которые мы уже пережили. У нас совершенно иное отношение к планированию будущего.
Самый типичный российский способ планировать жизнь: «Поживем — увидим». А сейчас появилась такая фраза: «Кто знает, что они еще придумают?» В целом динамика настроений негативная.
— Как влияют на состояние умов новости по телевизору?
— Думаю, сейчас видеопродукция влияет на умы как пропаганда. С одной стороны, поднимает тревожность, чтобы усилить у людей, смотрящих телевизор, ощущение осады и сплотить. С другой, массирует у них подзабытую «железу великодержавности», чтобы идея, что мы живем в великой стране, где «все ок», а вокруг враги, усиливалась. Я по работе и другим делам часто езжу на Украину. Была и в марте, и в апреле, и этой осенью дважды. Типичная реакция на это московских людей, которые смотрят новости по телевизору, такая: «Ты цела?», «Ты едешь с детьми?», «Поберегла бы детей». Так влияют новости. А на самом деле стоило бы пообщаться с людьми с мест или посмотреть, как все обстоит на самом деле, — если необходима точная информация.
— Думаете, это поможет?
— Да, конечно. Когда тебе непрерывно и очень убедительно говорят одно, а ты то ли знаешь, то ли догадываешься о чем-то совершенно ином, выживать в такой ситуации очень сложно. К ежедневным тревогам и заботам добавляется тогда еще отдельная психическая работа по сортировке лжи. Вообще человеческая психика так устроена, что она страдает от противоречий. Разум всегда стремится придать смысл поступающей информации.
Про это еще в прошлом веке была проделана масса красивых экспериментов немецкими гештальт-психологами Келером, Коффкой, Вертхаймером. Общий смысл их открытий состоит в том, что мозг не выносит противоречивых или незавершенных форм, образов, объектов или смыслов. В шуме чайника нам слышатся слова именно родного языка. В облаках мы видим образы, но образы знакомые. В знаменитой картинке «ваза-профиль» мы видим либо профиль, либо вазу, и невозможно заставить себя видеть и то и другое сразу. То же с ложью.
Психика людей, по сути, находится в хроническом стрессе, если она вынуждена непрерывно сортировать ложь на правду и ложь. Это, разумеется, создает дополнительное напряжение.
— Сейчас в воздухе витает какое-то общее чувство беспомощности и безнадежности. Ощущение, будто все опустили руки и больше ничего ни от кого не зависит. Можете это объяснить с точки зрения психолога?
— Объясню — при помощи экспериментов Мартина Селигмана, посвященных изучению природы выученной беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером в 1967 году они ставили серию экспериментов, чтобы понять, каким образом собаки реагируют на негативную стимуляцию (удары электрическим током) и как их реакция зависит от возможности избежать ударов. Те собаки, которые в первых сериях экспериментов могли перепрыгнуть в другое помещение и избежать ударов током, действовали так и в контрольных экспериментах. А те, что научились в предыдущих сериях тому, что ничего не помогает, даже видя пример собратьев, ложились на пол и скулили, но не пытались убежать, получая удары током.
Беспомощность, как оказалось, вызывают не сами по себе неприятные события, а прошлый опыт неконтролируемости этих событий. Примерно то же произошло и с нами.
— Можно ли бороться с этим чувством?
— Можно. Но это непрерывная внутренняя работа. И нужно очень верно понимать свои возможности, оценивать трезво свои силы и ясно уметь отвечать себе на вопрос, чего конкретно хочешь. Собственно, это и есть работа психотерапии. Да и вообще получается, как всегда, что отчаяние — грех.
— Как относиться к неприятным событиям в мире, в котором ничего нельзя изменить?
— Так, чтобы ничего нельзя было изменить, не бывает. Но да, иногда нужно пересматривать свои планы и ожидания. И особенно в кризисе. Во-первых, всегда нужно иметь план В. А особенно сейчас. Где и кем я буду работать, если не здесь и не тем, кем сейчас? Где и как я буду хранить деньги, если не здесь? И даже: где я буду жить, если не здесь? Вообще к неприятным событиям относиться тем проще, чем лучше ты к ним подготовлен и чем меньше ты рассчитываешь на что-то другое.
Поэтому один из самых эффективных способов противостоять апатии — это активный сбор и исследование информации из различных источников. Если вас охватывает паника, не замирайте. Общайтесь. Старайтесь быть информированными. Сравнивайте мнения.
Анализируйте. Читайте разных экспертов. Если замечаете, что ситуация складывается не в вашу пользу, вновь ищите информацию, общайтесь и сравнивайте. И, собрав информацию, действуйте сообразно плану А, а если не сработало, — плану В. Так, если в вашей компании идут увольнения, не ждите, пока вас уволят, ищите сами запасные варианты. Учитесь, повышайте квалификацию. Выучите дополнительный язык и так далее. Не будьте собакой Селигмана. Мне известен только один вид патовой ситуации — смерть. Да и то еще вопрос.
— Как реагировать, если близкие выплескивают на вас негативные эмоции? Как прекратить эмоциональное накручивание и в то же время не обидеть дорогого человека?
— Меньше «новостей» — меньше накручивания. Понятно, что курс валют не ускользнет от нашего внимания, но от остального можно устраниться волевым усилием. И если вы приведете в норму себя, вам из состояния равновесия будет проще успокаивать ближних. Покажите им это интервью. А также расскажите им про собак Селигмана. Всеобъемлющая на сегодняшний день метафора.
— Может ли человек пережить кризис без помощи психотерапевта?
— Кризис, как и великую депрессию, лучше переживать, если максимально прийти в себя, в самом простом, природном смысле. Если ложь и противоречия разрушают, то потому, что расшатывают чувство реальности. Поэтому нужно приложить максимальные усилия, чтобы это чувство реальности восстанавливать.
Это можно сделать через обращение к сенсорной сфере и вообще к телесности. Постарайтесь уделять себе, своим потребностям и потребностям своих ближних как можно больше времени.
Самое время заняться спортом, если вы еще этого не сделали. Будьте больше с детьми, гуляйте. Общайтесь. Восстанавливайте старые связи и поддерживайте те, что есть. Выходите на выставки, в театры, в кино: любая позитивная сенсорная стимуляция возвращает переживание, что ты жив. Следите за тем, что вы едите. Не злоупотребляйте алкоголем, он усиливает негативные ноты в актуальных переживаниях. В общем, нужно изо всех сил стараться жить своей жизнью. И меньше времени уделять размышлениям о судьбе страны, иначе без психотерапевта вам не справиться.
АЛЕКСАНДР МОХОВИКОВ О КРИЗИСЕ.
У Мераба Мамардашвили как-то спросили: «С чего начинается человек?» – «С плача по умершему», – ответил он. Ситуация утраты, не обязательно близкого человека, а чего-то важного в жизни, играет не только опасную роль, но и создает нашу личность. В этом и есть творческое приспособление человека. Мы все сталкиваемся с гореванием, с утратой. Это не обязательно умерший близкий, это еще и расставание, столкновение с возрастом, а иногда это умершее «я». В жизни масса всяких утрат. Выбирая что-то, мы всегда что-то теряем. Нередко говорят о «муках» выбора, на самом деле человек страдает от того, что утратил или отверг
С переживанием страдания и душевной боли мы сталкиваемся в ситуациях разнообразных кризисов, которые дарит наша жизнь. Я говорю «дарит» без иронического подтекста: кризисы – это дар, только мы не всегда знаем, как с ними правильно обходиться. Правда, сегодня само слово «кризис» стало штампом. Психологи часто сталкиваются с тем, что за «кризисом», «стрессом», «травмой» или «депрессией» могут стоять совершенно другие вещи. В этом смысле важно понимать, что кризис возникает тогда, когда человек целиком (душой, телом и системой отношений с окружающим миром) вовлекается и должен встретиться с этим «вызовом судьбы». Когда все во мне внутри содрогается, меня трясет, «штырит» и «колбасит» – это носит название кризисного состояния.
Согласно классическому определению, психологический кризис – это резкое несоответствие между потребностями и способностями организма человека, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями внешнего мира, окружающей среды – с другой. Эта среда что-то от нас требует, бросает вызовы, к которым мы не готовы. Способностей родившегося младенца явно не хватает для того, чтобы самому организовать свое бытие в мире. Окружающая среда посылает требование «выживи»: ты нужен нам в семье, нужен нашему обществу, нашей культуре и так далее. С одной стороны, есть это «выживи – ты нужен», а с другой стороны, есть ситуация беспомощности. Это – типичная картина любого кризиса.
Говорят, в китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами, один из которых означает опасность, а другой – возможность. Думаю, в любом кризисе можно выделить эти две зоны. Кризис – не то состояние, которое течет минуты, дни или даже недели. На то, чтобы преодолеть его, у нас уходит много сил, и нам важно для этого время. В 1917 году вышла небольшая статья Зигмунда Фрейда «Печаль и меланхолия», на мой взгляд эпохальная для развития кризисной психологии. Фрейд ввел важное понятие – «работа горя», которое позднее расширилось и стало называться «работой кризиса». Фрейд имел в виду, что для того, чтобы прожить горе, кризис, надо проделать работу, которую, кроме самого человека, не может осуществить никто. У него может быть психологический сопровождающий, психолог-консультант, добровольные помощники и волонтеры, даже духовный наставник или гуру – неважно, кто это будет, важно то, что человека на пути проживания горя можно сопровождать, но сама работа – плод личных усилий.
В «работе» кризиса выделяют основные фазы. Первое, с чем встречается организм, – это известие о кризисе, которое или приходит изнутри нас, или, наоборот, посылается нам окружающей средой. У меня нет никаких сил, нет никаких возможностей, а судьба посылает практически какой-то невыносимый вызов. Естественно, первое, что я делаю, – начинаю защищаться и впадаю в состояние шока. Действуют механизмы вытеснения и отрицания: «Нет, этого не может быть!» Смысл этого шока в том, чтобы человек смог накопить силы, энергию. Человек по природе ленив, он не любит даже хорошую, приносящую ему деньги работу, а уж если работа связана с проживанием страданий… В этой фазе шока можно завязнуть, тогда линия развития кризиса сильно затормозится и кризис трансформируется в травму. Поэтому от шока человека важно немного подвинуть.
Когда мы выходим из шока, начинают появляться первые признаки, связанные с необходимостью отреагировать агрессию. Она нарастает, превращается в злость, гнев или ярость – хочется уничтожить весь мир. Иногда в протест против несправедливости судьбы вкладывается очень много энергии. Вслед за фазой гнева-бессилия возникает фаза переживания или фаза страдания. Начинает «очищаться» жизненный горизонт, ситуация, связанная с кризисом, утратой или потерей, приобретает невыносимую ясность. Страдание можно разделить на две части. С одной стороны, это телесное страдание. Наверное, все переживали горе и чувствовали, что такое телесное страдание. Даже воспоминание о прожитом кризисе заставляет сделать глубокий вздох – это остаток телесного переживания. Не прожив телесное страдание, мы становимся роботами с хорошо развитой когнитивной функцией, прекрасным, как говорил Фриц Перлз, «тревожным автоматом», который хорошо рассуждает, все понимает, может поставить рациональный диагноз, но живет, не ощущая никакой радости. И человек превращается в голову профессора Доуэля или предстает в виде чистого кантовского разума. «Предательством тела» назвал Александр Лоуэн состояние, в котором душа «отщепляется» от тела. Это неправильно – важно обращать внимание на сигнал «я страдаю», который посылает наше тело. Есть вторая часть – психическое страдание, его осевым симптомом является боль, которую называют душевной, психической, экзистенциальной. Основоположник современной суицидологии Эдвин Шнейдман говорил, что психическая боль – это метаболь, боль от осознания боли. Во внутреннем мире нет перегородок, нет каких-то систем или органов – болит весь наш внутренний мир, вся наша душа. Невозможно спрятаться, скрыться, разве что насильственно выключив сознание, например напившись или наложив на себя руки. Психическая боль свидетельствует об очень сильном эмоциональном напряжении, о накопленных эмоциональных переживаниях: ужасе, страхе, тревоге, тоске, отчаянии – переживаниях, которые достигают степени аффекта, проявляются этим эффектом боли. Чтобы сделать выносимой эту невыносимость, для начала очень важно о своей боли кому-то сказать. Превратить ее в рассказ, нарратив. Знак всегда ограничен. Наш внутренний мир всегда безграничен. И когда мы говорим о боли, сам рассказ локализует ее, она перестает быть равной всему внутреннему миру. Раз я могу боль как-то обозначить, она становится семантической, выносится вовне, становится феноменом контакта – что снижает невыносимое напряжение. Нет «большой зеленой таблетки» от страданий, есть транквилизаторы, которые всего лишь заглушают боль. Обозначив боль, мы пишем в «тексте переживания» какую-то строку и, соответственно, сталкиваемся со своим отношением. Если я начинаю относиться к боли, боль перестает быть мной. Если я начинаю рефлексировать, боль уменьшается.
Душевная боль двулика – она не только сигнал о пределе выносимости, она еще и сигнал о переживаемом. Ценности, которые не болят, мы не ощущаем как ценности. Сторона душевной боли, связанная с переживанием ценностей, ведет нас к ресурсу. Когда я начал проводить мастерскую о ресурсах психической боли, многие коллеги гневно говорили: «Боль – это когда душу раздирает, и никаких ресурсов у психической боли нет». Если мы посмотрим немного глубже и увидим, «по ком звонит колокол», по ком или о чем болит наша душа, то неизбежно в нашем уме отыщем ту ценность, которую мы вывели из обихода. Главное, что нам несет боль и вообще любые отрицательные эмоции, – это обратная связь – некий указатель дороги. В этом отношении ценность любых отрицательных эмоций и переживаний намного выше, чем ценность положительных. Последние как бы говорят: «Все в порядке. Продолжай в том же духе». Далеко не всегда это оказывается хорошо. Система лишается ориентиров, которые бы позволили ее скорректировать. Примеры такой положительной обратной связи: паранойя и попустительский стиль воспитания ребенка (что ребенок ни сделает – все правильно). А отрицательная обратная связь – это сигнал об отклонении, которое требуется устранить.
Осуществляя работу кризиса, мы движемся к следующей фазе, она называется фазой интеграции, восстановления, реконструкции. Кризис начинает превращаться в событие прошлой жизни. Это превращение кризиса в историю о себе – достаточно длительный процесс. Человек должен снова научиться жить, заново отстраивать разрушенный мир и искать интегрирующую основу, чтобы строить его соответственно изменившейся жизни. Эту основу мы, как правило, находим не в книгах и фильмах, не у авторитетов. Мы находим ее под ногами. Скажите себе: «Я понимаю, что я страдаю, что сейчас мне очень больно, и я понимаю, что я сейчас думаю о произошедшем. Но помимо этого есть просто моя жизнь, и я во что-то продолжаю, может быть неосознанно, вкладывать силы». Во что? Это и есть то, вокруг чего собирается мир заново. Обратите внимание не на то, что является выпуклым, а на обычные данности бытия. Простые вещи. Я продолжаю кормить своих детей, заботиться о своих близких, гулять с собакой. Я могу страдать, выть, работать с психотерапевтом, молчать, загонять себя в воронку травмы, но есть вещи, которые я продолжаю делать. Жизнь собирается вокруг того, во что мы продолжаем, несмотря ни на что, вкладывать силы.